Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В первом корпусе по адресу 3 микрорайон, здание 18, функционирует 6 групп общеразвивающей направленности и имеются необходимые помещения для организации образовательной деятельности с воспитанниками.
Во втором корпусе по адресу 6 микрорайон, здание 64, функционирует 5 групп общеразвивающей направленности, 4 группы компенсирующей направленности, 1 группа комбинированнной направленности.
Каждая возрастная группа имеет отдельный вход, игровые и спальные комнаты, приемные. В групповых комнатах существует свой интерьер, соответствующий требованиям современного дизайна создана уютная обстановка с учётом цветового решения, теплового и светового режимов, рационально организованная развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС), насыщенная игровыми материалами, обеспеченная техническими средствами обучения, способствует полноценному физическому, художественно-эстетическому, познавательному, речевому и социально-личностному развитию дошкольников, а так же реализации цели, задач и содержания реализуемых программ дошкольного образования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Пространство групповых комнат организовано в виде центров детской активности, оснащенных развивающим материалом. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса и интересами детей. Принимая во внимание интегративный характер образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.), в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В кабинете учителя-логопеда создана коррекционно-развивающая среда, целью которой является создание необходимых предпосылок для исправления и преодоления речевых нарушений у воспитанников. Для создания оптимальных условий для организации коррекционно-развивающей среды. Пространство кабинета разделено на зоны:
* Артикуляционная – настенное и индивидуальные зеркала, плакаты с артикуляционной гимнастикой и тд.
* Зона дыхания – игры, упражнения и материалы для развития речевого дыхания.
* Зона развития слухового восприятия – музыкальные инструменты, игрушки, картинки с эмоциями.
* Зона развития общей моторики – пособия, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.
* Методическая зона – конспекты, библиотека методической литературы.
* Зона развития лексики и грамматики – серии наглядных картинок для развития связной речи, наглядно-дидактические пособия, настенная азбука картотеки (чистоговорки, скороговорки и тд.)
Оборудование логопедического кабинета включает:
- большое настенное зеркало;
- индивидуальные настольные зеркала для работы с детьми;
- мебель –(детские столы и стулья,стол и стул для логопеда);
- логопедические шпатели, медицинский спирт, стерильная вата, салфетки;
- настенные часы, песочные часы;
- магнитная доска;
- развивающие игрушки(деревянный конструктор, счётные палочки, деревянные бусы, шнуровки, деревянные пирамидки, игрушечные фрукты и овощи, деревянные вкладыши, Су-Джок шарики,колючие резиновые массажные мячики разных размеров, мягкий конструктор «Весёлые человечки»;
- набор для работы над речевым дыханием (облако с лентами, ватные шарики разных размеров, бумажные листочки, капли, бабочки, цветки на нитке, картонные варежки со снежинкой, картонные кружки с паром, салфетки, трубки с бумажными шариками, коктейльные трубочки и стаканчики, мягкие клубочки «Фребеля», мыльные пузыри, бумажные ленты, дождик на палочке и другое;
- комплект наглядных пособий «Обучение связной речи детей 4-5 лет»;
- развивающие игры (логическое домино «Животные», «Ассоциации", «Форма», «Цвет»), дидактические игры «Все профессии важны 2», «Профессии», «Дары природы», «Найди пару», «Найди четвертый лишний», «Противоположности».
- рассказы по картинкам «Растения», «В городе», «Животные», « В детском саду», « На прогулке», «Важные профессии».
- развивающие игры «Направо-налево»,« Готов ли ты к школе? Окружающий мир. Природа», «Как избежать неприятность?»,«Подбери действие», «Логические цепочки»«Деньки-недельки».
- задания для подготовки к школе «Развиваем речь» ;
- комплект наглядных пособий «Обучение связной речи детей 4-5 лет»;
- бактерицидный облучатель.
Проведение индивидуальной работы с воспитанниками, испытывающими затруднения при освоении ОП (ОВЗ, ребенок-инвалид с ОВЗ).
Диагностирование воспитанников на предмет подготовки к школе. Консультирование родителей воспитанников и педагогов.
Кабинет педагога-психолога оборудован следующим оборудованием:
Сенсорная интеграция:
- Сухой бассейн «Полукруг со звездочками» + шары
- Панно «Магические нити»
- Яйцо совы
- Соволет PRO 2.0
- Комплект сенсорных (терапевтических) мячиков
- Сенсорный шарф детский
- Утяжеленный жилет
- Тренажер сенсорный «Кочки Совы»
- Утяжелители
- Классический чулок Совы
- Равновес Совы
- Кочки мягкие
Зона коррекционно-развивающих занятий включает в себя:
- Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»
- Методический комплект Дары Фребеля
- Игровой комплект «Пертра»
- Стол с кинетическим песком
- Игры для развития сенсорных эталонов: цвет, форма, величина (пирамидки, матрешки, сортеры, доски Сегена
- Игры для развития ориентировки в пространстве и времени: «Выбери направление», тренажёр «Игровизор» с магнитным жезлом, «Умные карточки», схемы, песочные часы.
- Игры для развития целостного образа предмета: планшеты, разрезные картинки, наборы по методике Монтессори
- Игры для развития мышления (наглядного и логического): логические цепочки, закономерности, игры на обобщение и классификации, корректурные пробы.
- Игры для развития внимания и памяти: зашумлённые картинки, кодировки, лабиринты, игры «Найди пару», «Найди сходства и отличия»
- Игры для развития мелкой моторики: нейродорожки, графодорожки, спирограф со стилусами, шнуровки, сортировки с пинцетом
- Игры для развитиия навыков имитации: кубики, «Умные звоночки», наборы для элементарной игровой деятельности (посуда, куклы, коляски и т.п. )
- Игры для развития эмоционально-волевой сферы: «Смарт-пазлы», «Найди эмоцию», «волшебный куб», «Собери лицо» и т.п.
Кабинет дефектолога имеется следующее оборудование:
*Профессиональный интерактивный стол для детей РАС «AVKompleks PAC Light» -
- средство установление контакта;
- диагностический инструмент;
- средство коррекции эмоциональной сферы детей;
- развитие положительной мотивации обучения;
- развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук;
- развитие коммуникативных способностей;
- совмещение в игровом процессе развлекательной и образовательной составляющей;
- повышение уровня визуализации материала.
* Стол-планшет для песочной анимации -
- насыщение сенсорно детей через тактильное прикосновение к песку; - развитие кинестетического ощущения - ощущение возникает через раздражение рецепторов;
- стол оснащен подсветкой,зрительное насыщение;
- развитие мелкуой моторики рук.
* Техника ЭБРУ рисование на воде –
-формирование умения создавать картины на воде с учетом сочетания красок, ритма, симметрии;
- развитие поисково-познавательной деятельности при работе с художественным материалом;
-развитие осознания своих возможностей и стремления к новым достижениям;
- воспитание чувства партнерства по отношению к педагогу в процессе совместной деятельности.
* Бизиборды настенные –
-изучение свойства предметов и работу механизмов;
- улучшение мелкой моторики, тренировка пальцев и кисти;
- развитие усидчивости и целеустремленности;
- формирование навыков самообслуживания;
-развивитие логики , памяти, мышления,воображения.
* Предметы сенсорной интеграции: «Яйцо Сова», «Кочка сова», «Хитрые камни», «Жилет, шарф Сова», «Чулок Сова», балансировочная доска, балансировочная подушка, балансировочные кочки,тактильные мячи и мешки –
-работа с телом;
- развитие зрительно-моторной координации;
-ориентация тела в пространстве;
-тактильная чувствительность;
-стимуляция органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
* Дом «Вигвам» -
- снятие эмоционального напряжения ребенка;
- возможность уеденения , при необходимости снятие сенсорноего напряжения;
- чувство защищённости;
* Наглядно-дидактический материал: «Кукольный набор сказок Репка, Колобок», Логические блоки Дьенеша, Палочки «Кюизенера», Математическмй счетный материал (кубики «Томик», цифры, счетные палочки, размерные ряды «Грибочки»),буквы, матрешки , пирамидки, набор посуды, наборы домашних и диких животных,сортеры разных размеров и видов, пазлы –
- для осуществления познавательного развития детей,реализация принципов развивающего обучения и воспитания, соответствие требованиям ФГОС.
Для работы с детьми имеется все необходимое для полноценного развития музыкальных способностей детей (в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ)
фортепиано цифровое;
музыкальный центр;
персональный компьютер;
ноутбук;
проектор;
пульт;
микрофоны
колонки;
экран для проектора;
ширма театральная;
шапочки –маски;
кукольный театр;
детские театральные костюмы
взрослые театральные костюмы
детские музыкальные инструменты:
металлофон детский;
музыкальные колокольчики;
кастаньеты;
треугольники;
деревянные кастаньеты;
свистульки;
музыкальные ложки,
трещотка;
тамбурин;
бубен, литавры
маракасы на ручке;
колокольчики -браслет на руки;
шум дождя;
шейкеры
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Наличие оборудованных библиотек
-3 микрорайон: библиотека (в методическом кабинете) Обеспечивает размещение детской художественной литературы, методической литературы (электронные размещения).
-6 микрорайон: библиотека в отдельном кабинете, 12 кв.м. Обеспечивает размещение детской художественной литературы, методической литературы (электронные размещения).
Наличие оборудованных объектов спорта
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Кабинет педагога-психолога: столы, стулья по кол-ву детей; шкафы, полки для наглядных пособий, учебного материала, методической литературы; стол, стул для педагога-психолога; компьютер; аудиоаппаратура, видеоаппаратура; центр воды и песка; дополнительные средства для дизайна, интерьера: цветы
Задачи психолога:
- разработка методов и способов коррекции микроклимата детской группы;
- индивидуальная работа с детьми инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- разработка рекомендаций для воспитателей и родителей (законных представителей) по организациижизни детей инвалидов и детей с ОВЗ в детском саду и семье;
- проведение практических занятий с детьми инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение практических занятий с воспитателями и родителями по обучению их взаимодействию с детьми инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Кабинет учителя-логопеда: парты, стулья по кол-ву детей; классная доска; интерактивный планшет; шкафы, полки для наглядных пособий, учебного материала, методической литературы; настенное зеркало для индивидуальной работы над звукопроизношением; индивидуальные зеркала, размером 9*12см по кол-ву детей; стол для индивидуальной работы с ребенком; фланелеграф или наборное полотно; компьютер; стол, стул для учителя-логопеда; раковина
Цель логопедической работы: развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания у детей с ОВЗ и инвалидами
Задачи логопедической работы:
- Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата.
- Развитие речевого дыхания и голоса.
- Нормализация просодической стороны речи (темпа, интонации).
- Формирование артикуляционного праксиса (постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи).
- Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.
- Развитие функциональных возможностей кистей пальцев рук.
- Нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи.
Сенсорная комната:
Сенсорные комнаты используются в медицинской и психологической практике и предназначены для решения следующих задач:
- воздействие на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы,
- обучение на основе сенсорной стимуляции,
- психотерапия,
- социальная адаптация (например, детей с аутизмом).
- улучшению эмоционального состояния;
- снижению беспокойства и агрессивности;
- снятию нервного возбуждения и тревожности;
- нормализации сна;
- активизации мозговой деятельности;
- ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
Пребывание в сенсорной комнате способствует:
1. Зеркальный шар с мотором и подвесом - Плавное скольжение бликов способствует расслаблению, успокоению и приятному отдыху. При наблюдении за движением цветных пятен происходит активизация и тренировка глазодвигательных мышц, формирование внимания, усидчивости. В сочетании со специальной музыкой вращение зеркального шара создает неповторимое психоэмоциональное состояние у детей, способствует релаксации, успокоению.
2. Профессиональный источник света с цветным светофильтром (к зеркальному шару) - Разноцветный светофильтр. Подсветка зеркального шара узким мощным световым лучом, состоящих из насыщенных цветовых полос.
3. Аква-лампа (пузырьковая колонна) с подсветкой и шариками - Обладает расслабляющим и восстанавливающим эффектом.
4. Световая панель «Игра цвета», световой стол для рисования песком - Способствует снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя, стимуляции ослабленных зрительных функций. Яркие цвета, изменение цветового и светового режима удерживает внимание детей, создает атмосферу ожидания чуда, развивает воображение.
5. Прибор для релаксации со звуками природы и ароматами с подсветкой - Звук, свет, аромат способствуют более эффективному расслаблению
6. Музыкальный центр (совместимый с акустической системой муз. кресла-подушки - Служит для прослушивания дисков с релаксационной музыкой, исполнения караоке.
Спортивный зал, спортивная площадка: шведская стенка; гимнастические скамейки; гимнастические палки; канат; гимнастические маты; гимнастические обручи; массажные коврики; набор мячей различного диаметра и веса
Назначение:
выработка хвата, увеличение объема движений в конечностях, укрепление мускулатуры.
тренировка вертикального положения туловища в положении сидя;
индивидуальные и групповые занятия с использованием дополнительного спортивно-игрового инвентаря (мячи, гимнастические палки, кольца и т.д.), направленные на увеличение объема движений верхних конечностей, скорость реакции, воспитание функций в условиях удержания вертикальной позы сидя;
выработка навыков равновесия и тренировка вестибулярной функции;
улучшение кинематического рисунка шага.
выработка функции хвата и противопоставления пальцев кисти;
увеличение объема движений в суставах верхних конечностей;
преодоление нарушений осанки и порочных установок в позвоночнике;
укрепление выпрямительной мускулатуры;
формирование функций хвата и увеличение объема движений в верхних конечностях;
поддерживающее устройство при освоении вертикальной позы и локомоторных актов;
приспособление для игро-терапевтических мероприятий (сюжетно-ролевые игры);
воспитание кинематического рисунка шага, преодоление нарушений функций равновесия и вестибулярных расстройств.
выработка разнообразных двигательных навыков и навыков вертикализации у детей с локомоторными расстройствами и задержкой развития опорно-двигательной системы.
воспитание хвата и противопоставления пальцев кисти;
увеличение объема движений в суставах верхних конечностей;
укрепление мышц живота и поясницы;
оптимизация функции равновесия.
воздействие на рефлексогенные зоны подошвенной поверхности стоп;
формирование и укрепление свода стопы;
преодоление порочных установок стоп;
оптимизация кинематического рисунка шага.
гашение примитивных технических рефлексов, снижение мышечного тонуса;
увеличение объема движений в суставах конечностей, выработка манипулятивных навыков
Все пространство образовательного учреждения подчинено задачам осуществления ухода, оздоровления, коррекции нарушений, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Материально – технические условия обеспечивают физическое, эстетическое, познавательное, социальное развитие детей, охрану и укрепление здоровья, соответствуют правилам техники безопасности, требованиям СанПиН, гигиеническим и педагогическим требованиям, антропометрическим и возрастным особенностям детей.
Помещения для музыкальных занятий
Для проведения занятий по музыкальному воспитанию (в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), а также для оказания платных образовательных услуг. Зал для музыкальных занятий, кроме основного назначения, используется для проведения праздничных утренников, детских спектаклей, развлекательных мероприятий.
Для работы с детьми имеется все необходимое для полноценного развития музыкальных способностей детей (в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья). Это дидактические игры, компьютерные презентации, видео- и аудиоматериалы, музыкальные и шумовые инструменты, игрушки, кукольный театр, маски животных для игр, атрибуты для танцев (листья, цветы, цветочные дуги, корзинки, снежинки, шарфы, ленточки и др.), атрибуты к детским спектаклям.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Компьютеры
1. Количество персональных компьютеров - 17 шт.
2. Количество персональных компьютеров (только модели notebook) - 16 шт.
Принтеры
1. Количество лазерных принтеров формата А4 - 9 шт
2. Количество лазерных принтеров формата А3 - 2 шт.
3. Количество цветных струйных принтеров формата А4 - 3 шт.
4. Количество цветных струйных принтеров формата А3 - 2 шт.
5. Количество многофункциональных устройств формата А4 - 3 шт.
6. Количество многофункциональных устройств формата А3 - 2 шт.
Сканеры
Количество сканеров - 6 шт.
Мультимедиа проекторы
Количество мультимедиа проекторов - 18 шт.
Ксероксы
Количество ксероксов формата А4 - 6 шт.
Количество ксероксов формата А3 - 1шт.
Интернет и ЛВС
Количество компьютеров, объединенных в общую локальную сеть - 7 шт.
Количество компьютеров, имеющих доступ к сети Интернет - 15 шт.
Тип подключения к Интернет - оптоволокно
Адрес электронной почты в сети Интернет - dou10 _ugansk@mail.ru
Адрес сайта учреждения в сети Интернет -
Телевизоры и DVD-проигрыватели
Количество телевизоров - 2 шт.
Количество DVD-проигрывателей - 2 шт.
Средства связи
Количество телефонных номеров - 7
Количество телефонных аппаратов - 7 шт.
Количество факсимильных аппаратов - 2шт.
Количество модемов - 3 шт.
Дополнительное оборудование
Количество интерактивных досок, интерактивных мимио-приставок - 5 шт.
Количество цифровых фотоаппаратов - 2 шт.
Количество цифровых видеокамер - 3 шт.
Количество стационарно установленных экранов - 2 шт.
Количество передвижных экранов - 2 шт.
Имеется электронная почта, Интернет, создан официальный сайт Учреждения, подключена электронная система «Образование», программа АИАС. Все оборудование в рабочем состоянии, постоянно обновляется.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Имеется электронная почта, Интернет, создан официальный сайт Учреждения, подключена электронная система «Образование», программа АИАС. Все оборудование в рабочем состоянии, постоянно обновляется.
Провайдер – Ютел
Скорость – до 20 Мб\с
Электронные образовательные ресурсы
Заключен договор на передачу неисключительных прав использования базы данных системы "Образования" (системы "Образования" предоставляет следующую услугу:
- неисключительные права использования базы данных многофункциональной справочно-экспертной системы, предназначенной для предоставления подробной информации в сфере отдельных отраслей права, доступ к которой осуществляется через телекоммуникационную сеть Интернет.
«Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается самостоятельный доступ обучающихся не предусмотрены»
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста. Информационная безопасность детей — одна из важных задач дошкольного учреждения.
Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети доступны для педагогов.
В свободном доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для педагогического персонала:
- 10 ноутбуков, 9 компьютеров;
- 4 электронные книги;
- 4 лазерных принтера, 4 МФУ;
- музыкальные центры, ж/к цветные телевизоры, DVD плееры, магнитофоны, цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат.
- 11 интерактивных досок с проекторами; 4 магнитные доски с интерактивным навесным оборудованием MIMIO; 1 интерактивная панель.
- В дошкольном учреждении накоплена обширная медиатека, состоящая из развивающих компьютерных игр, презентаций, обучающих фильмов, звуковых файлов (музыка и аудиокниги), оцифрованных дидактических демонстрационных материалов (репродукции картин художников, тематических карт)